9.10.2011
К ремонту национальных трасс планируется привлечь подрядчиков на условиях самых низких цен Министерство транспорта намерено провести отбор подрядчиков для ремонта национальных дорог. Предпочтение будет отдано компаниям, которые предложат минимальные расценки. По мнению отечественных игроков рынка, тендеры проводятся недостаточно открыто, к тому же условия тендера не способствуют участию в них местных компаний. Эксперты полагают, что предпочтение надо отдавать не минимальным ценам, а подрядчикам с хорошей и устоявшейся репутацией.
В ближайшее время Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры планирует провести ряд тендеров по отбору компаний-подрядчиков для ремонта 700 км дорог национального значения. Расходы на реконструкцию будут покрыты за счет внешних доноров. Об этом заявил замминистра транспорта и дорожной инфраструктуры Борис Герасим. Молдавские дороги реконструируются, напомним, за счет грантов Европейской комиссии и правительства США, кредитов Европейского банка реконструкции и развития, Европейского банка инвестиций и средств национального Дорожного фонда.
Как сообщил «Ъ-MD» начальник управления развития автомобильных дорог профильного министерства Андрей Кукулеску, в этом году ведомство намерено начать работы по восстановлению нескольких национальных трасс, среди которых Хынчешты—Бельцы, Сэрэтены—Сороки, Кишинев—Унгены—Скуляны, Комрат—Слобозия Маре, Бельцы—Фэлешты—Скуляны. Планируется, что реконструкция этих трасс будет завершена к 2015 году.
По словам господина Кукулеску, отбор компаний проходит согласно правилам Международной федерации строительства (FIDIC) и в соответствии с требованиями внешних доноров. «Как правило, для участия в одном тендере заявки подают около 20 компаний, в основном иностранных. Например, на реконструкцию трассы Комрат—Чумай заявки подали более 20 компаний, однако предварительный отбор прошли только 11»,— сообщил Андрей Кукулеску. Он отметил, что «предпочтение, как и прежде, в предстоящих тендерах будет отдаваться компаниям, предоставляющим ремонтные услуги по минимальным ценам».
Представители дорожно-строительных компаний об условиях дорожно-ремонтных тендеров говорят неохотно, ссылаясь на то, что «очень зависимы от государства, которое фактически является единственным заказчиком». Как сообщили «Ъ-MD» на правах анонимности в одной из компаний, «молдавские предприятия в конкурсах не участвуют, поскольку требования к компаниям-участникам очень высоки — уровень годового оборота, объема работ и т.д., и немногие из местных компаний им соответствуют». По мнению собеседника, основная часть денег, в том числе грантовых и кредитных, уходит опять в Европу, хотя в Молдове уже есть компании, способные справиться с требованиями заказчиков и соответствовать условиям внешних кредиторов. «Проводить тендеры исключительно по принципу минимальной цены — неправильно, потому что главное — не дешево сделать, а качественно»,— считает один из участников рынка.
По мнению доктора экономики Михаила Пойсика, конкурсы по отбору компаний-подрядчиков проводятся «не совсем честно и открыто, как того бы хотелось». «Тендеры — одно из средств по отмыванию денег»,— уверен эксперт, подчеркивая, что это мировая практика. По его словам, чем более закрыто проходит тендер, тем крупнее откат и жестче коррупционная составляющая». Господин Пойсик считает, что предпочтение надо отдавать не компаниям, которые предоставляют свои услуги за минимальную цену, а тем, которые имеют устойчиво хорошую репутацию на рынке.
СПРАВКА «Ъ-MD» Общая протяженность дорог в Молдове составляет 10 503 км. Из них 3690 км — дороги национального значения, 6813 — местного. По оценкам экспертов Всемирного банка, лишь 7% молдавских дорог имеют удовлетворительное состояние. Около 67% дорог национального значения и 75% местных дорог — в очень плохом состоянии. /автор Ирина Шикина, Ъ-MD/
|